Тренажер для отработки навыков лапароскопического доступа и наложения пневмоперитонеума(Пневмобокс). Участник (№6)

Конкурс «Отечественные инновации в симуляционном обучении»

Описание инновации: Тренажёр представляет собой ёмкость с функциональной «крышкой». Последняя фиксируется с помощью усиленных магнитов, что позволяет помещать в полость тренажёра («брюшную полость») различные модели крупных органокомплексов, фиксирующие устройства, детали для отработки базовых лапароскопических навыков, возвратный электрод и прочее. «Крышка» выполнена куполом из растяжимого полимерного материала, имитирующего переднюю брюшную стенку человека. При наложении пневмоперитонеума при помощи системы инсуффляции, герметичная полость тренажёра увеличиваясь, способна выдерживать давление 12-15 мм рт. ст. и вмещать объем газа до 9-10 литров одномоментно, тем самым, «Пневмобокс» позволяет тренировать лапароскопические навыки в условиях пневмоперитонеума и приобретать навыки работы с системой инсуффляции. В подвижный купол тренажёра встроено 10 лапаропортов, расположенных определенном порядке согласно типовым точкам доступа для различных оперативных вмешательств на органах верхнего и нижнего этажей брюшной полости, полости малого таза. Каждый лапаропорт имеет съемный, округлый фиксатор под который, помещается комплекс импровизированной ткани из 4 различных по составу слоёв, имитирующих ПЖК, апоневроз, предбрюшинную жировую клетчатку и брюшину соответственно. Такое строение лапаропортов позволяет реализовать различные способы наложения пневмоперитонеума закрытым способом (с иглой Вереша, первичное вхождение троакаром), при этом ощущать прохождение слоёв брюшной стенки, а также, введение вторичных троакаров под визуальным контролем. Дополнительной опцией тренажёра является контроль повреждения троакаром предполагаемых органов при нарушении техники его введения в полость. 

Цель разработки: Разработать тренажёр, позволяющий помимо базовых лапароскопических навыков, параллельно приобретать и отрабатывать навыки наложения пневмоперитонеума различными способами, введение троакаров в брюшную полость, эффективно и правильно эксплуатировать систему инсуффляции, что позволит в дальнейшем, снизить риск возникновения интра- и послеоперационных осложнений у пациентов на этапе освоения эндохирургических навыков оперирования.

Задачи, решаемые с помощью данной инновации: Зачастую, на начальном этапе работы с лапароскопическим оборудованием в реальных условиях, перед молодым специалистом возникает страх на этапе наложения пневмоперитонеума и введения первого троакара, даже несмотря на высокий уровень приобретенных базовых навыков на предыдущих этапах симуляционного обучения. И это справедливо, ведь набольший процент «троакарных» осложнений согласно статистическим данным, приходится именно на начальный период освоения эндохирургической техники оперирования в реальных условиях. В настоящий момент разработано крайне мало тренажёров, отвечающих требованиям методологии обучения лапароскопической хирургии и позволяющих проводить обучение базовым лапароскопическим навыкам в условиях пневмоперитонеума с освоением лапароскопического доступа в максимально реалистичном варианте на этапе DryLab. Это и послужило стимулом для создания нами наиболее доступного, реалистичного и нетрудоёмкого в эксплуатации тренажёра.

Преимущества:
1) Купол тренажера оснащен магнитной рамой, что позволяет его легко снимать и надежно фиксировать обратно;
2) 10 лапаропортов, расположенные в наиболее типичных точках лапароскопического доступа, позволяют эргономично работать (как одному обучаемому, так и с ассистентами) в различных отделах «брюшной полости», с соблюдением принципов триангуляции, секторизации, не нарушая интраоперационную геометрию (манипуляционный, азимутальный углы и угол подъёма);
3) Каждый лапаропорт имеет сменный (после 2-3 кратного применения) комплекс импровизированной ткани из 4 различных по составу слоёв, имитирующих ПЖК, апоневроз, предбрюшинную жировую клетчатку и брюшину, что позволяет при прохождении троакаром ощущать двойное препятствие (апоневроз и брюшину), а при использовании иглы Вереша слышать и чувствовать тактильно «двойной щелчок», проводить пробы на нахождение иглы в брюшной полости;
4) Через данные лапаропорты можно проводить электрокабели при работе с пассивными электродами, не нарушая герметичность;
5) Вместительная полость тренажёра позволяет работать даже с крупными моделями органокомплексов;
6) Полость способна выдерживать давление 12-15 мм рт. ст. и вмещать объем газа до 9-10 литров одномоментно;
7) Импровизированная раздутая латексная модель кишечной петли, расположенная на определенной высоте, позволяет проводить контроль глубины введения троакара в полость;
8) Возможность введения вторичных троакаров под визуальным контролем лапароскопа.
Авторы:
Потапов Максим Петрович (руководитель Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, к.м.н., доцент кафедры хирургических болезней, врач-хирург).
Климов Пётр Алексеевич (специалист Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, врач-хирург).
Шичкин Александр Никитич (студент 5 курса, лечебный факультет).

Ярославский государственный медицинский университет

Телефон :

8999

Адрес :

150054, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 2
Страница из
ВНИМАНИЕ